Данный
этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется
мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируется требования к нему со стороны учебной
деятельности («надо»);
2) создаются
условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»);
3) устанавливаются
тематические рамки («могу»), В развитом варианте здесь происходят процессы
адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное
подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и
выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный
уровни).
|
- самоопределение
(J1);
- смыслообразование
(JI);
- целеполагание
(П);
- планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
- волевая
саморегуляция (Р)
|
На данном этапе организуется подготовка
учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия
и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап
предполагает:
1)
актуализацию изученных
способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и
знаковую фиксацию;
2) актуализацию
соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование
учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование
учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его
обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в
рефлексию проблемного учебного действия.
|
- анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
- использование
знаково-символических средств (П);
- осознанное
и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение
под понятие (П);
- выполнение
пробного учебного действия (Р);
- фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая
саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учет
разных мнений (К);
- использование
критериев для обоснования своего суждения (К).
|
В данном этапе учащиеся выявляют место и
причину затруднения. Для этого они должны:
1) восстановить
выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг,
операцию, - где возникло затруднение;
2) соотнести
свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.),
и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения
- те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для
решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
|
- анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Г1);
- подведение
под понятие (П);
- определение
основной и второстепенной информации (П);
- постановка
и формулирование проблемы (П);
- структурирование
знаний (П);
- волевая
саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учет
разных мнений, координирование разных позиций
(К);
- разрешение
конфликтов (К).
|
На данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих учебных действий: S ставят
цель,
|
- самоопределение
(Л);
- смыслообразование
(JI);
- анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); |