ПОКОЛЕНИЕ Z - поколение эпохи ФГОС

    "Теория поколений" создана американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году.

Адаптацию теории для России в 2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис,координатора проекта Rugenerations.

Чем  Z  отличаются от предыдущих поколений?
Поколение Z – это дети мультимедийных технологий.
 Это поколение, родившееся в информационном обществе.  
Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях.
Дети Z более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны.
 Почти всю информацию они получают из Сети.

Приоритет отдаётся общению в виртуальном пространстве.
 Эти дети ценят честность и откровенность.
 Людей этого поколения отличает максимальная приближённость к информации, с которой они отлично умеют работать. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах – поверхностью.
Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.
Они -  поколение опытных потребителей, знающих, чего они хотят и как это получить.
Психологические особенности этого поколения: меньше человеческой коммуникации, больше техногенной.
Как обучать поколение Z?
… с учётом особенностей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж. Коатс.
Он предлагает современным педагогам подсказки, которые помогут выстроить адекватный стиль обучения со школьниками, относящимися к поколению Z.
1.    Необходимо  хорошо структурировать образовательную деятельность. Поколение Z растёт в весьма «упорядоченном» мире и требует такого же порядка и логичности от учёбы. Его представители хотят точно знать, что и в какие сроки от них требуется, причём эта информация должна быть весьма подробной.
2.     Обеспечивайте обратную связь. Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки.
3.    Сделайте учебный материал ярким и зримым. Поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Вообще, для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой, но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно.
4.    Текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, структура текста должна соответствовать его содержанию, а ключевые пункты – выделены визуально. Кроме того, очень важно подведение итогов каждого этапа обучения и почти немедленная постановка на следующий этап.
5.    Руководите мудро. Учащиеся не заклеймят Вас презрением, если почувствуют, что их знания в какой - то области более глубоки, чем Ваши. Однако они непременно пожелают, чтобы Вы дали им возможность продемонстрировать эти знания и будут очень благодарны, если Вы проявите заинтересованность. Представители этого поколения хотят, чтобы преподаватель был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё».
6.    Помните о важности устной коммуникации. Используйте учебные методики, которые включают устный обмен информацией между обучаемыми: вербализированная информация быстрее и лучше сохраняется в памяти.
7.    Подавайте материал в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.
8.    Ваши требования должны быть ясны, а информация, которую Вы сообщаете аудитории, точна. Ставьте перед учащимися видимые и реальные цели. Представители поколения Z желают всё делать максимально эффективно, а для этого им необходимо точно знать, что от них требуется. И это ни в коей мере не отсутствие любопытства. Это поколение живёт в мире, перенасыщенном информацией, и обучение – лишь один из многих способов этой информацией овладеть. Так что преподаватель должен давать понять, зачем учащимся нужна именно эта информация, и предоставлять наилучшую возможность ею воспользоваться.
9.    Используйте время эффективно. Представители поколения Z не способны удерживать внимание на чём – то  одном больше 15 – 20 минут. Разделите учебное время на промежутки, в течение каждого из которых учащиеся будут менять вид деятельности.
10.     Информация, которую Вы преподносите учащимся, не должна быть избыточной. Дети хотят получить «концентрированные» знания. Оттого они сознательно игнорируют этапы обучения направленные на закрепление знаний путем многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того  же  они считают неуместным.
11.     Устная речь очень важна: беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая  ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует память и делает образовательную деятельность более динамичной.

 

Что ещё почитать о ПОКОЛЕНИИ Z:
1.    Елена Тимофеева  «Поколение Z начинает править миром» (ж. ДОБРЫЕ СОВЕТЫ , декабрь 2015)
2.    Мария Щербакова «Поколение "Z" (Материалы газеты «Начальная школа» издательства ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ N5/2015)

 

Виды учебных занятий

Урок по изучению и первичному закреплению

новых знаний и способов деятельности

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Этапы урока:

1. Мотивация.

2. Актуализация субъективного опыта.

3. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

4. Первичная проверка понимания.

5. Первичное закрепление.

6. Анализ.

7. Рефлексия.

Урок закрепления новых знаний

и способов деятельности

Цель урока: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности.

Этапы урока:

1. Мотивация.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

3. Организация деятельности учащихся по использованию знаний

в стандартных и изменённых ситуациях.

4. Контроль и самоконтроль.

5. Коррекция.

Урок комплексного применения знаний

и способов деятельности учащихся.

Цель урока: создать содержательные и организационные условия

для самостоятельного применения учащимися

комплекса знаний и способов деятельности.

Этапы урока:

1. Мотивация.

2. Актуализация комплекса знаний и умений.

3. Показ образца применений комплекса знаний.

4. Организация деятельности учащихся по применению знаний

в разнообразных ситуациях.

5.  Контроль и самоконтроль.

6. Рефлексия.

Урок обобщения и систематизации

знаний и способов деятельности.

Цель урока: организовать деятельность учащихся

по обобщению знаний и способов деятельности.

Этапы урока:

1. Мотивация.

2. Актуализация знаний, умений.

3. Анализ изученного содержания.

4. Выделение главного в изученном.

5. Систематизация и обобщение.

6. Установление межпредметных и внутрипредметных связей.

7. Рефлексия.

Урок проверки, оценки и коррекции

знаний и способов деятельности.

Цель урока: организовать проверку и оценку знаний

и способов деятельности учащихся;

организовать деятельность учащихся

по коррекции своих знаний и способов деятельности.

Этапы урока:

1. Мотивация.

2. Организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний.

3. Контроль и самоконтроль.

4. Коррекция.

 5. Рефлексия.

 

КРИТЕРИИ оценки внеурочного занятия

 

ПАРАМЕТРЫ КРИТЕРИИ БАЛЛ
Участие обучающихся в определении темы, целей и задач занятия Цель и задачи занятия определяются обучающимися самостоятельно 2
Цели занятия формулируются педагогом 1
Цели занятия не определены 0
Чёткость этапов занятия, их соответствие поставленным задачам Этапы занятия соответствуют поставленным задачам 1
Этапы занятия не реализуют поставленных задач 0
Рациональность использования времени на занятии, оптимальность темпов чередования и смены видов творческой, интеллектуальной деятельности На занятии используются различные виды деятельности (познавательная, игровая, трудовая, досугово – развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, Проблемно-ценностное общение) 1
Время чередования видов деятельности распределяется неравномерно, без учёта утомляемости учащихся. 0
Форма проведения занятия Использование активных форм проведения занятия (практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, ролевая игра, научная конференция и т.д.) 2
Использование урочной формы 1
Контроль, коррекция и оценка образовательной деятельности Самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества 2
Оценивание образовательной деятельности обучающихся осуществляет учитель 1
Оценивание результатов образовательной деятельности не осуществляется 0
Формирование регулятивных универсальных учебных действий (далее - УУД) Умение ставить и решать коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого; согласовывать действия; владеть нормами общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации и др. 1
Формирование коммуникативных УУД Умение ставить и решать коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого; согласовывать действия; владеть нормами общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации и др. 1
Формирование личностных УУД Формирование основ гражданской идентичности личности, социальных компетенций, навыков взаимо - и самооценки и др. 1
Формирование познавательных УУД Освоение основ проектно – исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией и др. 1
Рефлексия деятельности на занятии Обучающиеся включены в ситуации контроля и оценки, на различных этапах занятия используются приёмы рефлексии на основе использования критериальной системы оценки и др. 1
Рефлексия отсутствует 0
  Максимальное количество баллов 13
 
 

Обработка результатов.
Полученное количество баллов (К) необходимо сравнить с «ключом» методики:
•    Если 13≤ К ≤10, внеурочное занятие полностью соответствует программе воспитания и социализации обучающихся в контексте требований ФГОС общего образования;
•    Если 7≤  К≤ 9,  внеурочное занятие   содержит элементы личностно – ориентированного обучения, современные подходы к организации образовательной деятельности используются эпизодически;
•    Если 4≤  К ≤ 6, внеурочное занятие   характеризуется традиционными формами организации и методами обучения;
•    Если 1≤  К ≤ 3, то занятие подготовлено с грубыми ошибками образовательной деятельности.