1. Цели и задачи

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п.

Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
- обобщить и систематизировать знания о ...
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное нет. Поэтому цель воспитания предлагаю формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для ...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.

Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
                                                                                                                                                                      Ирина Валентиновна Жакулина
Системно - деятельностный подход.
Урок «открытия» нового знания.
 
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формула УД: УД = потребность + мотив + цель + учебные действия + самоконтроль + самооценка + результат



2.Моделирование урока с учётом разнообразных аспектов педагогической деятельности.

 Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида (тип – отражает особенности построения от ведущей методической задачи, вид - отражает ведущий метод обучения). Данный этап у учителя - практика, как правило, мысленный и устный. Разработка учебных уроков требует материализованной фиксации результатов моделирования.
1. Содержательный аспект.
2. Технология (приёмы, дозирование содержания)
3. Психологический аспект. Психологические компоненты образовательной деятельности: мотивация деятельности учеников, дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей; эмоциональный фон; содержание познавательной деятельности учащихся. При управлении вниманием учащихся на уроке необходимо обратить внимание на следующее:
1. Как стимулировать интерес к содержанию урока.
2. Как создать установку быть внимательным.
3. Как использовать особенности наглядного материала для привлечения внимания.
4. Как организовать изложение изучаемого материала: яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций и т.д.
5. Как организовать деятельность детей, у которых наблюдаются выраженные недостатки внимания.
При управлении развитием мнемонических особенностей учащихся необходимо обратить внимание на следующее:
1. Формирование установки на запоминание изучаемого материала.
2. Какими приемами акцентировать внимание учащихся на материале, подлежащем запоминанию.
3. Как учитывать соотношение видов памяти по характеру психической активности: двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая, знаково-символическая.
4. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование.
5. Как организовать повторение.
При учёте закономерностей функционирования и развития мышления необходимо обратить внимание на следующее:
1. В какой мере будут формироваться у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
2.Как обучить школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки учебного материала.
3. Как будет происходить в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала.
4. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся.
5. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся: мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т.п.
6. В какой мере на уроке формировать элементы творческого мышления. Это означает, что на уроке приоритетными стано­вятся взаимоуважение, взаи­мопонимание, взаимообогаще­ние, взаимодополнение, взаи­моподдержка.
4. Оценочный аспект (самооценка, взаимооценка, оценочная деятельность учителя )
5. Деятельностный аспект ( как будет организована деятельность учащихся)
6. Воспитательный аспект ( ответственность на учителе; оценить личностные успехи : находим пятерых учащихся и смотрим их в деятельности) . Уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, учитель, коллектив, труд, Родина. . Формирование сдерживающих начала во внешнем поведении детей. . Что даст урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?
7. Здоровьесберегающий аспект.








ВХОЖДЕНИЕ В ДЕНЬ.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
 Доброе утро всем!
Доброе утро МНЕ!
 
Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"
- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утровсем, кому нравится такая погода,как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет знать, ... (н-ер, какую работу выполняют Ь и Ъ знаки!

 

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё  (во  мне)!

 



Весь мир восхищается только вами! 
 
Приветствие - кричалка:
 
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
 
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылаясвой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
 
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
 
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
 
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!







 
 КАМЕРТОН

или как за 1 - 2 минуты переключить внимание детей и быстро и активно включить в учебную деятельность
 Полилоги:
У. – Поговорим?
 Д. – Поговорим!
У. - А знаете о чём?
 Д. – О чём?
 У. – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
 Д. – Поговорим! Нам будет интересно!

У. – Дети, вам тепло?
 Д.- Да!
 У. – В классе светло?
 Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
 Д. – ДА!
 У. – Уже закончился урок?
 Д. – Нет!
 У. - Только начался урок?
 Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
 Д. – Да!
 У. – Значит можно всем садиться!
 

У. – Настроенье каково?
 Д. – Во!
 У. – Все такого мнения?
 Д. – Все без исключения!
 У. – Математика - наука!
Д. – Ей хотим мы научиться. И сегодня на уроке обещаем не лениться!
 
 У. – Помните ли вы значение слова УРОК? - Что значит У?
 Д. – Свет!
 У. – Что значит РОК?
Д.- Судьба!
 У. – Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?
 Д. – Настроение должно быть хорошим, деловым.
 У. – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.
 Д. – Спасибо!
 
 У. – Всё у человека предназначено для самого себя: глаза, чтобы …
 Д. – Смотреть и находить
. У. – Рот, чтобы …
 Д. – Поглощать пищу.
 У. – Всё нужно самому себе, кроме …
 Д. - Улыбки!
У. – Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо!
 Д. – Улыбка, это прямая, которая выпрямляет всё!
 УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ!
 
 Установка.
 Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )
 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
 
 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
 
 Начало урока стишком или музыкой:
 Всем! Всем! Добрый день!
 Прочь с дороги, наша лень!
 Не мешай трудиться!
 Не мешай учиться!
 
Или
 Идеями делись, пробуй и ищи!
 Будет трудно – не пищи!
 
 - 1,2,3 (хлопаем в ладошки 3 раза)
 – Слушай (показываем руками на уши) - и смотри ( показываем руками на глаза)
 - 3,2,1 (хлопаем в ладошки 3 раза)
 - Мы начнём сейчас! (Протягиваем навстречу классу руки ладонями вверх)
 
 Минутки создания хорошего настроения ( в парах)
  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
 - Желаю (большой)
 - Успеха (указательный)
 - Большого (средний)
 - Во всём (безымянный)
 - И везде (мизинец)
 - Здравствуй! (вся ладошка)
 
 Снять агрессию помогают стихи и рукопожатия.
 - Здравствуй! (соединяют ладошки)
 - Успехов! (рукопожатие)
- Счастливого дня! (соприкасаются щеками)
 - В котором мы будем с тобою друзья! (обнимаются)
 
 У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
 Д. В парах, стоя лицом друг к другу: - Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)
 - Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)
 - Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)
 - Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)
 - Я тебе помогу! (рука на своей груди)
 
Открытие двери (если учитель входит в класс) или закрытие двери (если учитель встречал детей в классе)
 АПЛОДИРУЕМ! (мощная моторика) Встретим друг друга аплодисментами, переходящими в овации.




 

Взаимооценка. Карта поддержки.

 Похвала. Благодарность. Поддержка.
 1. Здорово у вас получилось!
 2. Мы очень рады за вас.
 3 . Мы гордимся вами!
 4. Вы – молодцы!
 5. Примите наши восхищения!
6. Вы нашли блестящее решение!
 7. Это успех!
 8. Не волнуйтесь, всё будет хорошо!

 Рефлексия.

 1. Весь урок у меня было … настроение
 - бодрое             - тревожное
 - светлое            - сонное
 - загадочное      - печальное
 - уютное             - мечтательное
 2. Задания на уроке были:
 -интересными
- необычными
 - скучными
 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
 - на высоком уровне
- на необходимом уровне
 - мне ещё надо поработать
- мне нужна помощь
 4. Мне приятно было работать с … .
 5. Мне больше всего понравилось на уроке: …

Разнообразие домашних заданий.

Название приёма:
"Задание массивом"
Значение приёма:
-
Даёт возможность самореализации.
- Повышает уровень компетенции ученика в области своего знания.
- Развивает умения оценивать сложность задания.
- Развивает межличностные отношения учеников при обмене решениями.
Описание приёма.
Любой из трёх уровней домашнего задания учитель может задавать массивом,
т. е. предлагает большое количество упражнений, вопросов, задач,
из которых ученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или менее определённого количества.

Практический пример.
 В рамках большой изучаемой темы или повторяемой темы
ученикам предлагается большой массив задач сразу ( на продолжительный отрезок времени).
Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию.
А стимулируется это желание, например, контрольными работами,
которые составлены из задач этого массива.
Чем больше решил - тем больше вероятность встретить знакомую задачу на контрольной работе.
Название приёма: "Необычная обычность"
Значение приёма.
Творческий характер не только самого домашнего задания, но и его преподнесения.
 Описание приёма.
Необычные способы записи д/з.
Практический пример.
". делать,  французс. ий,  р.стение,  ука.ка,  немец.ий,  выр.щенный".
Ученики должны выписать только пропущенные буквы.
 Из этих  букв у них получится слово "сказка".
Значит, домашнее задание будет: "Сочинить сказку на определённое правило".
 Или 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра - это номер буквы в алфавите.
Название приёма: "Особое задание"
 Значение приёма.
 
Повышение самооценки, ответственности школьников.
 Описание приёма.
В классе всегда есть ребята, которым учитель уделяет особое внимание, "олимпийский резерв".
Раз особое внимание - то и особое задание.
Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания.
Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.
 Выполняется оно в специальной тетради, включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной  трудности.

Практический пример.
Задание даётся на неделю- две в зависимости от класса и имеет две категории сложности.
Более сложная категория отличается заменой 3 - 5 средних задач на трудные.
Но если ученик решился и получил такое задание - отказаться уже не имеет права.
В конце тетрадки каждому "особисту" вклеивается следующая
 "Инструкция к выполнению особого задания" .
1. Выбор категории сложности осуществляется самостоятельно.
2. Задание АККУРАТНО выполняется и сдаётся к строго оговоренному сроку.
3. В конце выполненной работы заполните анкету:
РЛ (указываются номера задач, решённых легко);
 РТ (указываются номера задач, решённых с трудом, с подсказкой);
 НР  (указываются номера нерешённых задач).
4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже "4" не выставляются.
Оценка "4" переносится в журнал  только по желанию выполнившего работу.
5. В конце выполненного задания другим цветом напишите:
работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом.

 Название приёма "Творческое домашнее задание"

Значение приёма.
Развитие творчества, самостоятельности, познавательной активности.
 Описание приёма.
Составление учащимися сказок, стихотворений, синквейна, кроссвордов,
задач, загадок, ребусов, опытов, подготовка аннотаций к статьям, книгам.