"Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить” 

Эдисон
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) 

( по материалам Мастерская РУ. ТРКМ. 2012 ) 

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. ( Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена», 2001, №4) 

С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.(Д. Браус, Д. Вуд) 

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. 

ТРКМЧП разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997г. 

 Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. 
     • Развитие базовых качеств личности: критическое мышление, рефлексивность,коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 
     • Развитие аналитического критического мышления. 
     • Формирование культуры чтения. 
     • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования, самоорганизации. 
     • В содержании целей заложено формирование ключевых компетенностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем. Поэтому мы говорим об этой технологии в рамках компетентностного подхода в образовании. 

Содержание: базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 

Организация. 
«Педагог … спрашивает учеников 
 о том, что он знает, 
 а обычно человек спрашивает 
 о том, чего он не знает». 
 С.Т. Шацкий. 

Роль учителя ( урок построенный в ТРКМ) – в основном координирующая: 
     • Направляет усилия учеников в нужное русло; 
     • Сталкивает различные суждения; 
     • Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; 
     • Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы; 
     • Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. 

Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»): 

     • структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию, 
     • содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления. 

Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. 

 Фаза «Вызов» 

 Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы. 

По пословице, «доброе начало полдела откачало». 

Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия « вызова» , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. 

 Несколько приёмов стадии «Вызов». 
1. Кластер 
2. Корзина идей. 
3. Денотатный граф. 
 4. Дерево предсказаний 
5. Верные и неверные утверждения. 

Фаза «Осмысление» 

Фаза «Осмысление» (изучение нового материала) На уроке, построенном на основе традиционного подхода, нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. 

 С внедрением ИКТ в образовательный процесс проблема активизации учащихся стала ещё острее. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся роль пассивного «зрителя». 

 Когда урок построен урока в ТРКМ, содержательная стадия урока — «осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. 

Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации. 

Несколько приёмов стадии «Осмысление» 
1. Инсерт 
2. Чтение с остановками. 
3. «Рыбий скелет» или «Фишбоун» 
4. Приёмы, работающие с таблицами: 
     • таблица ПМИ (плюс – минус – интересно) 
     • таблица ЗХУ (знаю – хочу узнать – узнал) 
     • разновидность таблицы ЗХУ (З – что мы знаем, Х – что мы хотим узнать, У – что мы узнали, и что нам осталось узнать) 
     • таблица – синтез 
     • сводная таблица 
     • таблица «Что? Где? Когда? Почему?» 
5. Стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы 
     • Вопросительные слова 
     • Толстый и тонкий вопросы 
     • Ромашка вопросов (ромашка Блума) 

Фаза «Рефлексия» 

Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися. 

Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. 

Идет рефлексия своего процесса учения. Ученик происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. 

 Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Подобный анализ становится более полезен, если он обращен в словесную или письменную форму. Именно в этом случае мысли структурируются, превращаясь в новое знание. 

 Главное отличие завершающей стадии урока традиционного от рефлексии урока, построенного в ТРКМ – это то, что сами учащиеся подводят итог, определяют личные результаты и проводят оценку собственной деятельности. 

Несколько приёмов стадии «Рефлексия». 
1. Эссе 
2. Рафт 
3. Диаманта 
4. Синквейн 
5. Хокку (хайку) 
6. Бортовой журнал 
7. Двухчастный дневник 
8. Трёхчастный дневник. 
9. Шесть шляп мышления 

Необходимо отметить, что данными девятью приёмами всё многообразие приёмов технологии не исчерпывается. 

Стратегии и приемы работы с информацией технологии РКМ 
С. И. Заир-Бек


1.2.2. Технология «Развитие критического мышления» 

 Комбинируя методические приемы и стратегии, используемые в технологии, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников и объемом материала. 

( по материалам Мастерская РУ. ТРКМ. 2012 )