Защита творческого проекта «Мой Пушкин» 2 «А» класс, учитель Л.В. Трунова На доске запись: Царскосельскому лицею – 200 лет. "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".
Мой Пушкин. ПОРТРЕТ А. С. Пушкина
"Для Общей Пользы" ЦЕЛЬ проекта: доказать гипотезу: жить "Для Общей Пользы"
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: • Чем мне дорог Пушкин? • Почему я люблю Пушкина? • Чем мне интересен Пушкин? Ход защиты проекта. - Ребята, завтра, 19 октября прогрессивное человечество России будет отмечать 200 лет со дня открытия Царскосельского лицея. В живописном Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга расположено четырехэтажное здание – флигель, соединенное галереей с Екатерининским дворцом. Некогда здесь находилось знаменитое на всю Россию учебное заведение – Царскосельский лицей. Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе (ныне г. Пушкин Ленинградской области); открыт 19 октября 1811. Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверно, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории - о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина и воина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями". По уставу в Лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30. Обучение длилось шесть лет. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке. Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в 6 часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В 7 часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В 12 отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы. Воспитанники Лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов. Воспитанники много читали. "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов", - вспоминал Модест Корф. Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...". В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманный и благородный чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса - "Для Общей Пользы". Жить "Для Общей Пользы" учили директора Лицея - Василий Федорович Малиновсвский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. Одним из лицеистов первого выпуска был А.С. Пушкин – солнце русской поэзии. - Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Сегодня мы поделимся друг с другом, кем для нас является Пушкин, какие его произведения, особенно дороги и близки каждому из нас. Проект мы назвали «Мой Пушкин», а урок чтения пройдёт в форме защиты творческого проекта. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество. - Давайте послушаем отчёт первой группы. Наша группа работала по теме: «Мой Пушкин в поэзии» Цель нашей работы – выразительно прочитать свои любимые стихи А. С. Пушкина и объяснить, почему в этом стихотворении мой Пушкин. Я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Осень» , «Октябрь уж наступил», где поэт описывает приход осени. Он передаёт грусть природы о прошедшем лете. Такую же грусть испытывал и я, когда однажды поутру увидел как ветер срывает с деревьев последние листочки. А я хочу напомнить вам стихотворение, которое мы узнали в 1 классе, «Унылая пора …» В нём Пушкин говорит о том, как осень пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я вижу перед собой картины замечательной осенней природы. Моё любимое стихотворение посвящено осени «Дни поздней осени». Может потому оно мне близко, что я люблю осень, это доброе, красивое время года. У меня есть бабушка, которая душой очень похожа на няню Пушкина. Я люблю свою бабушку, как и Александр Сергеевич любил свою няню, которая зимними долгими вечерами рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней, посвящал ей стихи. Одно из таких стихотворений я прочитаю. Оно так и называется «Няне». УЧИТЕЛЬ: То, что вспомнили о няне А.С. Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки. Подведем итог: Удалось ли ребятам 1 группы доказать, что А.С. Пушкин жил для общей пользы. Если «да» - зелёный огонёк. Если ребята только «пытались» доказать гипотезу – синий огонёк. Итак, мы слушаем отчёт 2 группы. Наша группа работала по теме «Сказки Пушкина» Цель нашей работы - сделать инсценировку по сказке А.С. Пушкина. Мы посетили библиотеку, прочитали все сказки А.С. Пушкина. Выяснили, что сказок 7. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Золотом Петушке», «Жених» При обсуждении сказок, мы выбрали эпизод для постановки. УЧИТЕЛЬ: Подведём итог: Удалось ли ребятам 2 группы доказать, что А.С. Пушкин любил своё Отечество: подарил людям свои красивые сказки. УЧИТЕЛЬ: Приглашаю 3 группу. Наша группа работала по теме «Мой Пушкин в изобразительном искусстве» Цель нашей работы – оформить фотоальбом с портретами А.С Пушкина., выполненными разными художниками. Мы обращались за помощью в библиотеку, спрашивали друзей, знакомых, помогал нам и Интернет. Каждый из нас нашёл портрет своего Пушкина. Ребята из первой группы прочитали стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение- именно то, о котором говорила ………………, - доброе, приподнятое. Это состояние поэта , высокий душевный настрой прекрасно передаёт портрет А.С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Александровичем Тропининым. На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда – то в сторону. В его светлых голубых глазах какое- то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжён. Губы словно шепчут что то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки: И пробуждается поэзия во мне … … И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута – и стихи свободно потекут. Мой Пушкин – это поэт мечтатель, сочинитель. Я увидел таким его на этом портрете. Но жизнь поэта не была лёгкой, безоблачной, и он, конечно, имел право на другое настроение печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах и в работе художника Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражении лица поэта и вы увидите, что поэт выглядит печальным , задумчивым, серьёзным. Кипренский сумел понять Пушкина, угадать его печаль, его мысли о свободе, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворений сказал: «Себя как в зеркале я вижу» … Мой Пушкин - поэт печальный, задумчивый, серьёзный. Я хочу обратить внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и сам себя. Когда поэт чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком- нибудь смешном виде – в огромном картузе, всадником на бурке, мчавшимся во весь опор. Однажды Пушкин нарисовал себя счастливым – это прекрасный автопортрет. Мой Пушкин – это портретист , художник. Мой Пущкин лицеист. Юрий Валентинович Иванов написал картину «Саша Пушкин - лицеист». Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями". Пушкин всегда с любовью вспоминал о годах, проведённых в Царскосельском лицее. Здесь он обрёл верных друзей, здесь родился как поэт. Жить "Для Общей Пользы" учили директора Лицея, лучшие профессора и преподаватели. Девиз нашей школы, ребята, аналогичен: «Жизнь дана на добрые дела». И что - бы не случилось, сохраняйте дружбу и делайте доброе в жизни. УЧИТЕЛЬ: Подведём итог: Удалось ли ребятам 3 группы доказать, что А.С. Пушкин любил себя, любил своё Отечество: творил для народа, был любим народом. ВНИМАНИЕ НА ТАБЛО: как потрудились ребята, какая группа защитилась более успешно? ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С БОЛЬШИМ УСПЕХОМ! СПАСИБО, РЕБЯТА, ВСЕМ! - А теперь о моём Пушкине. Своё восприятие творчества Пушкина я решила выразить в стихотворной форме. М О Й П У Ш К И Н. Что Пушкин для меня? Средь дней однообразных вереницы Он для меня, как дивная жар – птица, Как дар волшебный счастья и добра. Мой Пушкин – море красоты, Волшебных грёз очарованье. Он факел на моём пути, несущий свет, Добро и состраданье. В минуты радости, тоски или печали Он рядом, он со всеми нами. Утешит, усладит пленительной строфой И позовёт в неведомые дали. Чем дольше жизнь – тем Пушкин мне роднее, Милей, дороже, ближе и понятней. Быть русской, как и он, читать его стихи. Что может быть и слаще, и приятней? Е. И. Габьева А что значит Пушкин для вас? - Сегодня каждый из нас рассказал о своём Пушкине, который жил для общей пользы. Вас ждёт много прекрасных встреч с великим поэтом, выпускником Царскосельского лицея. Вы прочтёте его стихи о дружбе, о любви к родной Отчизне, просто о любви и жизни его повести, романы, поэмы. Я вас всех благодарю за участие в нашем разговоре. Мне с вами было легко и радостно! |