Урок ОПК  в 4 классе


Трунова Лилия Вольдемаровна,
                                                                                                                                                                       методист РИМЦ
Вичугского муниципального района

Тема урока:  Защита Отечества


Тип урока: работа с информационным текстом
Технологии:  технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися особенностей христианского отношения к войне и воинскому долгу. 
                          Показать христианские истоки мужества и верности защитников Отечества.
Задачи:
Предметные:   формировать понятия СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА,  СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ  ОТЕЧЕСТВА  на примере жизни и поступков  Сергия Радонежского
Метапредметные:  формировать умение критического мышления, объективно оценивая положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте.
-Познавательные УУД: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, , полученную в ходе  критического чтения.
-Коммуникативные УУД : развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться  при работе в паре, группе.
-Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать  тему и цель  урока; оценивать правильность выполнения своих действий.
-Личностные УУД :  формировать адекватное понимание личных результатов и оценку собственной деятельности.

Планируемые результаты:
Предметные: усвоить понятия СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА,  ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА  на примере жизни и поступков  Сергия Радонежского
Метапредметные:
-Познавательные УУД:    уметь  ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную в ходе  критического чтения.
-Коммуникативные УУД:  уметь  оформлять свои мысли в устной и письменной  форме; слушать  и понимать речь других; совместно договариваться  при работе в паре, группе.
-Регулятивные УУД: уметь  определять и формулировать  тему и цель  урока; оценивать правильность выполнения своих действий.   
Личностные :  уметь проводить самооценку личных результатов и оценку собственной деятельности на основе выведения знания на уровень понимания и применения.

Оборудование:  учебник для 4  класса. Кураев А.В. с.88-91
Информационный текст, карточки  с пословицами для учащихся,  буклеты, электронная презентация «Житие великого заступника земли русской»,  видеоряд (стихотворение), мультимедийный комплекс

Организация деятельности учащихся:  фронтальная работа, индивидуальная, парная работа, групповое взаимодействие  на основе совместного планирования и осмысленности.

 


 

Ход урока
Технологические этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Средства

I. ВЫЗОВ Цель: последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность.

Результат: актуализированный опыт, активизированное сознание, сформированный мотив

1. Организационный момент.

Я скажу слова «ДОБРОЕ УТРО» и назову кого – то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит , вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!

 

- Доброе утро всем мальчикам!

 

- Доброе утро всем тем, кто за мир во всём Мире!

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА НОВУЮ ВЫСОТУ ЗНАНИЙ!

2. Актуализация знаний.

2.1. Начнём наш урок с взаимодействия в парах.

- Возьмите лист с пословицами и соедините начало пословицы с её окончанием.

- Какие пословицы у вас получились?

2.2. Подводящий диалог.

- О чём эти пословицы?

- Какие бывают войны?

(Доза помощи:

- С какой целью развязывают войну?)

- Когда война бывает справедливой?

С христианской точки зрения только оборонительная война может быть справедливой.

- Назовите тему урока.

Запись на доске:

Защита Отечества.

- Как называют тех, кто защищает Родину?

На доске запись:

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

На доске добавляется слово:

СВЯТЫЕ

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

- О чём бы вы спросили?

- Какую цель поставим перед собой?

СВЯТЫЕ! КТО ОНИ? За какие заслуги Господь сподобил им такую честь – жить вечно, остаться в памяти людской на веки вечные?

3. Составление кластера

3.1. Воспринимает и фиксирует на доске все идеи, ассоциации связанные с понятием

3.2. - Что же у нас получилось?

 

 

 

Девочки машут и отвечают: «Доброе утро»

 

Мальчики машут и отвечают: «Доброе утро»

 

Дети машут и отвечают: «Доброе утро»

 

 

 

 

 

Дети в парах работают с пословицами. Приём: «Ты – я»

Чтение пословиц вслух:

Начало – девочки

Добавленную часть – мальчики

Ответы учащихся

- Война с целью защиты Отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

-Кто они?

- Почему их называют СВЯТЫМИ?

- Как становятся святыми защитниками Отечества?

Дети вспоминают идеи, факты, образы

 

 

Конструируют из сбора идей предполагаемый текст.

Карточка с пословицами

II. Осмысление.

Цель:

Соотнесение новых знаний с уже имеющимися.

Результат:

- Получение обучаемыми новой информации, осмысление её.

- Формирование понимания и систематизация знаний.

- Освоение способа работы с информацией.

1. Чтение текста с пометками

- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:

V – ЗНАЮ ( уже знал)

+ - НОВОЕ ЗНАНИЕ ?

– НЕПОНЯТНО

- Плодотворной вам работы!

М И Н У Т К А  З Д О Р О В Ь Я

2. Возврат к кластеру.

- А теперь вернёмся к нашему вопросу, снова ответим на него и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях?

- Оправдались ли наши предположения?

3. Первичное закрепление.

3.1. Работа с иллюстрациями из учебника стр. 89

- Какой иллюстрацией из учебника вы дополнили бы прочитанный текст. ПОЧЕМУ?

3.2. Перекрёстная проверка

3.3. Взаимооценка

3.4. Недостающую для вас информацию вы возьмёте из презентации.

4. Возврат к кластеру.

- Вернёмся к нашему вопросу, внесём изменения и дополнения.

Включаются в процесс чтения

 

 

 

 

 

По мере выполнения задания дети самостоятельно выполняют комплекс упражнений «ЗАРЯДКА ДЛЯ ОТЛИЧНИКА»

Подкрепление и коррекция своих идей

 

 

Решение проблемы в группе. 

Групповое взаимодействие:

выступают, слушают, оценивают.

 

 

 

 

Подкрепление и коррекция своих идей

Информационный текст

 

 

 

 

 

Тренажёр для глаз «Ленивая восьмёрка», стаканчики (бутылочки) с водой. 

 

 

Учебник

 

 

 

 

Презентация «Житие Великого Заступника»

III. Рефлексия.

Цель:

- целостное осмысление через обобщение полученной информации;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Результат:

выведение знания на уровень понимания и осмысления

1. Работа с двучастным дневником.

Цитата Комментарии
В левой части дневника запишите те моменты из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали воспоминания, озадачили вас, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых вы «споткнулись» Оправдать комментарий, что заставило записать именно эту цитату. Почему цитата важна для вас?

2. Предлагаю обменяться цитатами и мыслями.

3. Знакомлю учащихся с собственным комментарием, с целью привлечь внимание учащихся к тому эпизоду в тексте, который не прозвучал в ходе обсуждения.

Чтобы стать святым, нужно совершить подвиг всей своей жизнью.

4. Обобщение.

- Пусть проникновенные строки стихов и фильм «Житие Сергия Радонежского» станут для вас путеводной звездочкой в дальнейшей жизни

5. Возвращение к кластеру.

- Удалось ли достичь поставленных целей?

–Какое из полученных знаний пригодится вам в жизни? Почему?

В жизни русских святых ищем мы откровения о нашем собственном пути.

Здесь истоки многих явлений русской культуры, начало нравственности русских людей.

Знание русской святости – одна из главных задач нашего национального возрождения.

6. Определите личностный результат:

- Какую высоту покорили вы сегодня на уроке?

1 высота – НЕ ЗНАЮ

2 высота – ЗНАЮ И ПОНИМАЮ

3 высота – ПОНИМАЮ И МОГУ ПРИМЕНИТЬ

4 высота - МОГУ НАУЧИТЬ ДРУГОГО

- Поставьте себе отметку за собственную деятельность на уроке

7. Домашнее задание:

- Составить синквейн по теме Сергий Радонежский и записать себе в буклет.

- Прочитать текст на стр. 88-91 учебника с пометами:

V – ЗНАЮ ( уже знал)

+ - НОВОЕ ЗНАНИЕ

? – НЕПОНЯТНО

8. Завершение урока:

- Ребята! Благодарю вас за работу на уроке. Мне с вами было легко и интересно. Мира вам в сердцах и помыслах!

Записывают в дневник цитату и комментарии

 

 

 

 

 

 

По желанию зачитывают цитаты и комментарии к ним.

 

 

Слушают, оценивают

 

 

 

 

Просмотр видеоряда

 

 

Целостное осмысление через обобщение полученной информации

Отвечают вслух или мысленно сами себе

 

 

 

 

 

 

Отмечают в в буклете свою высоту знаний

 

 

 

 

Рядом со знаком высоты дети выставляют отметку.

 

 

Слушают, уточняют, записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный отклик

Буклет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоряд