Урок ОПК в 4 классе
Трунова Лилия Вольдемаровна,
методист РИМЦ
Вичугского муниципального района
Тема урока: Защита Отечества
Тип урока: работа с информационным текстом
Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)
Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися особенностей христианского отношения к войне и воинскому долгу.
Показать христианские истоки мужества и верности защитников Отечества.
Задачи:
Предметные: формировать понятия СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА, СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА на примере жизни и поступков Сергия Радонежского
Метапредметные: формировать умение критического мышления, объективно оценивая положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте.
-Познавательные УУД: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, , полученную в ходе критического чтения.
-Коммуникативные УУД : развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться при работе в паре, группе.
-Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать тему и цель урока; оценивать правильность выполнения своих действий.
-Личностные УУД : формировать адекватное понимание личных результатов и оценку собственной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить понятия СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА, ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА на примере жизни и поступков Сергия Радонежского
Метапредметные:
-Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную в ходе критического чтения.
-Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться при работе в паре, группе.
-Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему и цель урока; оценивать правильность выполнения своих действий.
Личностные : уметь проводить самооценку личных результатов и оценку собственной деятельности на основе выведения знания на уровень понимания и применения.
Оборудование: учебник для 4 класса. Кураев А.В. с.88-91
Информационный текст, карточки с пословицами для учащихся, буклеты, электронная презентация «Житие великого заступника земли русской», видеоряд (стихотворение), мультимедийный комплекс
Организация деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, парная работа, групповое взаимодействие на основе совместного планирования и осмысленности.
Ход урока | |||||||
Технологические этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Средства | ||||
I. ВЫЗОВ Цель: последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность. Результат: актуализированный опыт, активизированное сознание, сформированный мотив |
1. Организационный момент. Я скажу слова «ДОБРОЕ УТРО» и назову кого – то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит , вы услышали и отвечаете мне на приветствие. - Доброе утро всем девочкам!
- Доброе утро всем мальчикам!
- Доброе утро всем тем, кто за мир во всём Мире!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА НОВУЮ ВЫСОТУ ЗНАНИЙ! 2. Актуализация знаний. 2.1. Начнём наш урок с взаимодействия в парах. - Возьмите лист с пословицами и соедините начало пословицы с её окончанием. - Какие пословицы у вас получились? 2.2. Подводящий диалог. - О чём эти пословицы? - Какие бывают войны? (Доза помощи: - С какой целью развязывают войну?) - Когда война бывает справедливой? С христианской точки зрения только оборонительная война может быть справедливой. - Назовите тему урока. Запись на доске: Защита Отечества. - Как называют тех, кто защищает Родину? На доске запись: ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА На доске добавляется слово: СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА - О чём бы вы спросили? - Какую цель поставим перед собой? СВЯТЫЕ! КТО ОНИ? За какие заслуги Господь сподобил им такую честь – жить вечно, остаться в памяти людской на веки вечные? 3. Составление кластера 3.1. Воспринимает и фиксирует на доске все идеи, ассоциации связанные с понятием 3.2. - Что же у нас получилось? |
Девочки машут и отвечают: «Доброе утро»
Мальчики машут и отвечают: «Доброе утро»
Дети машут и отвечают: «Доброе утро»
Дети в парах работают с пословицами. Приём: «Ты – я» Чтение пословиц вслух: Начало – девочки Добавленную часть – мальчики Ответы учащихся - Война с целью защиты Отечества.
Ответы учащихся -Кто они? - Почему их называют СВЯТЫМИ? - Как становятся святыми защитниками Отечества? Дети вспоминают идеи, факты, образы
Конструируют из сбора идей предполагаемый текст. |
Карточка с пословицами | ||||
II. Осмысление. Цель: Соотнесение новых знаний с уже имеющимися. Результат: - Получение обучаемыми новой информации, осмысление её. - Формирование понимания и систематизация знаний. - Освоение способа работы с информацией. |
1. Чтение текста с пометками - Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: V – ЗНАЮ ( уже знал) + - НОВОЕ ЗНАНИЕ ? – НЕПОНЯТНО - Плодотворной вам работы! М И Н У Т К А З Д О Р О В Ь Я 2. Возврат к кластеру. - А теперь вернёмся к нашему вопросу, снова ответим на него и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях? - Оправдались ли наши предположения? 3. Первичное закрепление. 3.1. Работа с иллюстрациями из учебника стр. 89 - Какой иллюстрацией из учебника вы дополнили бы прочитанный текст. ПОЧЕМУ? 3.2. Перекрёстная проверка 3.3. Взаимооценка 3.4. Недостающую для вас информацию вы возьмёте из презентации. 4. Возврат к кластеру. - Вернёмся к нашему вопросу, внесём изменения и дополнения. |
Включаются в процесс чтения
По мере выполнения задания дети самостоятельно выполняют комплекс упражнений «ЗАРЯДКА ДЛЯ ОТЛИЧНИКА» Подкрепление и коррекция своих идей
Решение проблемы в группе. Групповое взаимодействие: выступают, слушают, оценивают.
Подкрепление и коррекция своих идей |
Информационный текст
Тренажёр для глаз «Ленивая восьмёрка», стаканчики (бутылочки) с водой.
Учебник
Презентация «Житие Великого Заступника» |
||||
III. Рефлексия. Цель: - целостное осмысление через обобщение полученной информации; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Результат: выведение знания на уровень понимания и осмысления |
1. Работа с двучастным дневником.
2. Предлагаю обменяться цитатами и мыслями. 3. Знакомлю учащихся с собственным комментарием, с целью привлечь внимание учащихся к тому эпизоду в тексте, который не прозвучал в ходе обсуждения. Чтобы стать святым, нужно совершить подвиг всей своей жизнью. 4. Обобщение. - Пусть проникновенные строки стихов и фильм «Житие Сергия Радонежского» станут для вас путеводной звездочкой в дальнейшей жизни 5. Возвращение к кластеру. - Удалось ли достичь поставленных целей? –Какое из полученных знаний пригодится вам в жизни? Почему? В жизни русских святых ищем мы откровения о нашем собственном пути. Здесь истоки многих явлений русской культуры, начало нравственности русских людей. Знание русской святости – одна из главных задач нашего национального возрождения. 6. Определите личностный результат: - Какую высоту покорили вы сегодня на уроке? 1 высота – НЕ ЗНАЮ 2 высота – ЗНАЮ И ПОНИМАЮ 3 высота – ПОНИМАЮ И МОГУ ПРИМЕНИТЬ 4 высота - МОГУ НАУЧИТЬ ДРУГОГО - Поставьте себе отметку за собственную деятельность на уроке 7. Домашнее задание: - Составить синквейн по теме Сергий Радонежский и записать себе в буклет. - Прочитать текст на стр. 88-91 учебника с пометами: V – ЗНАЮ ( уже знал) + - НОВОЕ ЗНАНИЕ ? – НЕПОНЯТНО 8. Завершение урока: - Ребята! Благодарю вас за работу на уроке. Мне с вами было легко и интересно. Мира вам в сердцах и помыслах! |
Записывают в дневник цитату и комментарии
По желанию зачитывают цитаты и комментарии к ним.
Слушают, оценивают
Просмотр видеоряда
Целостное осмысление через обобщение полученной информации Отвечают вслух или мысленно сами себе
Отмечают в в буклете свою высоту знаний
Рядом со знаком высоты дети выставляют отметку.
Слушают, уточняют, записывают задание в дневник.
Эмоциональный отклик |
Буклет
Видеоряд |