Главная » Статьи » Родителям » Воспитательная работа |
Автор Марина Озерова, педагог, психолог.
С тех пор, как ребенок пытается все схватить и всеми предметами подействовать, ему нужно давать попробовать манипулировать "опасными" предметами. Боитесь настоящих ножей - дайте одноразовый пластиковый. Потом обычный сервировочный. И потом уже - острые кухонные. Боитесь давать малышу настоящие ножницы (я, кстати, давала с возраста год+, с моей помощью и под моим контролем) - дайте неострые детские. Конечно, не надо опускать руку ребенка в огонь чтобы понять, что это - горячо. Но можно дать дотронуться до горячей прихватки, до чашки с чаем, и тогда ваше слово "горячо, осторожно!" будет иметь какой-то смысл. ГОРАЗДО ОПАСНЕЕ, если от ребенка постоянно прячут острые предметы, а потом в каком-то возрасте ему приходится вдруг их осваивать (а его еще и ругают, что плохо держит и неправильно действует или еще хуже - предрекают всякие ужасы "глаз уколешь", "пальчик отрежешь"). Другой вариант - ребенок случайно обнаруживает совершенно незнакомый предмет, и начинает пробовать, как же им можно действовать. Если он ни разу в жизни не имел дела с острыми предметами и не подозревает о возможной опасности, дело может кончиться плачевно. У меня в кружке был мальчик, который впервые в жизни взял в руки ножницы в пятилетнем возрасте. До этого не видел и не трогал. Первое движение было - себе в лицо, причем специально, я еле поймала. Так что уж лучше дать ребенку понимать, что такое "опасно", дать немножко порезаться, потрогать горячее, и т.д., чем у него не будет никакого представления, что предмет может быть опасен. А действовать большой ребенок, не имевший опыта с "опасными" предметами, может прямо наоборот тому, что говорят. И достаточно бабушкиного оха "в глазик бы не попал!", чтобы ребенок прицельно туда и попал (не дай Бог никому). Потому что ждать "возраста икс" в овладении простыми бытовыми предметами я не вижу смысла, т.к. как раз раннее детство - тот самый период, когда человек осваивает окружающие предметы и любые действия с ними, а после трех лет уже немножко не то восприятие и приниципы деятельности, так что - всему свое время. Что действительно надо изолировать - те вещи, которые потенциально опасны, несмотря на меры предосторожности (лекарства, бытовая химия), но объяснить, почему мы ими пользуемся ТОЛЬКО с мамой или папой. Немножко расскажу свой опыт: с полутора лет дочка режет обычными (моими) ножами, пользуется ножницами и иглой строго по назначению. Я показывала как это делается, первое время контролировала и даже иногда держала ее руки в своих. Потом давала пробовать. Делает не так, как велено - интересные предметы отбираются (через рев и "хочу-хочу!"). Повторяем - это делается вот так и вот так, а вот это опасно. Пробуем снова, и так далее. В итоге сейчас совершенно самостоятельно управляется с любыми острыми предметами. О, бедные наши пожилые родственники - они хватаются за сердце. Поэтому, повторюсь, гораздо разумнее УЧИТЬ тому, как что действует, чем изолировать ребенка от мира. Дети все познают постепенно - пусть сначала смотрит на мамину деятельность из слинга, потом потрогает, потом попробует действовать с маминой помощью, потом под маминым контролем, потом один. Так что между "впервые увидел предмет" и "умеет им управляться" должно быть несколько пунктов! Материалы сайта soznatelno.ru | |
Просмотров: 614 | |
Всего комментариев: 0 | |