Главная » Статьи » Методическая мастерская » Учителям

Профессии будущего: сфера образования

Мы уже говорили о том, какие общие навыки потребуются людям в недалёком будущем для построения успешной карьеры. Хотя суть и задачи ещё не возникших профессий пока можно спрогнозировать лишь теоретически, мы всё же попытаемся кратко охарактеризовать основные направления – и начнём в буквальном смысле со школьной скамьи.

В ближайшие 15-20 лет в сфере образования ожидаются сильные изменения. Деление людей на «технарей» и «гуманитариев» будет упразднено: появится новая система определения склонностей человека, основанная на соотношении активностей различных областей левого и правого полушарий мозга. Привычные всем педагоги уйдут с арены, уступив место специалистам совершенно иного плана. В целом можно выделить пять основных моментов, которые определят эволюцию образования.

Информационные технологии

В образовании начнут применяться инструменты обучения с привлечением «ай-ти»: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и т. д. Это послужит стимулом к возникновению следующих профессий:

Дизайнер онлайн-курсов. Его задача — разработка и адаптация учебных курсов и материалов для дистанционного образования; новых методик повышения уровня образования (от геймификации до дополненной реальности).

Координатор образовательной онлайн-платформы – специалист внутри образовательного учреждения или независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам/дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории. Он также модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы.

Специалист по дистанционному образованию. На его плечи ляжет координация процессов дистанционного образования, организация наиболее эффективного взаимодействия онлайн-ресурсов и существующих образовательных институтов.

Ставка на индивидуальность

Определение склонностей человека, как уже говорилось выше, будет строго научным. После сдачи серии тестов и прохождения специального обследования можно будет узнать с вероятностью более чем 90%, к какому виду деятельности тот больше всего пригоден. Исходя из этого, а также пожеланий ученика, его скорости обучения и других индивидуальных особенностей, будет зависеть содержание и форма занятий. Вот почему системе образования понадобятся следующие специалисты:

Разработчик образовательных траекторий – профессионал, создающий «маршрут» обучения среди широкого спектра курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.

Тьютор – педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках выбранных дисциплин, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию дальнейшего развития (в том числе и карьерного).

Тренер по майнд-фитнесу – специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

Разработчик инструментов обучения состояниям сознания – создает программы и оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.)

Обучение в форме игры

В образовании будут активно внедряться игровые формы обучения, поскольку игра позволяет более всесторонне и эффективно осваивать изучаемый предмет. Появятся ряд профессий, основанных уже не на дисциплине, а на любознательности:

Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов.

Игропедагог – специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем и непосредственно взаимодействует с учениками. В школах игропедагог будет замещать традиционного учителя

Онлайн-преподаватель – эта должность для «серьёзных» людей и светочей университетской науки (профессоров и докторов наук), которые массово уйдут в онлайн. Причём, как прогнозируется, они смогут это делать одновременно для нескольких вузов.

Советник по лайфхакингу – человек, который вдохновит школьников и студентов на взаимодействие с реальным миром, на эксперименты с собственной жизнью, чтобы не ограничиваться одними лишь традиционными занятиями в учебном заведении.

Акцент на прагматизм

Образование, особенно для учащихся вузов и повышающих квалификацию молодых специалистов, станет более предметным и практико-ориентированным. В центре такого образования окажутся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Для выполнения этого условия понадобятся:

Организатор проектного обучения – специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью.

Модератор – специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности.

Ментор стартапов. В переводе с английского «start up» означает «запуск»: так называют сегодня компании или интернет-проекты, имеющие амбиции, инновационную идею и перспективный продукт. Для того, чтобы курировать новые стартапы, будет необходим профессионал с опытом реализации собственных бизнес-проектов с нуля и ведению предпринимательской деятельности.

Век учись…

Наконец, образование перестанет быть этапом в начале самостоятельной жизни. Для поддержания собственной конкурентоспособности необходимо будет сделать его непрерывным процессом на протяжении всей жизни. В такой ситуации не обойтись без экзотических (на наш взгляд) специалистов:

Воспитатель любознательности — личный советник по фланёрингу, который не только вдохновляет и поддерживает в вас любопытство, но также учит искусству самостоятельного исследования мира.

Консультант по продуктивности. Благодаря упору на «продуктивность» и внедрению всё новых технологий, людям понадобится помощь в организации их жизни ради повышения производительности труда, благосостояния, эффективного управления временем и консультаций по карьере.

Edwin

Материалы сайта lfha.ru

Категория: Учителям | Добавил: lilechka (09.07.2016)
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]