Главная » 2016 » Май » 19 » Игровые технологии в начальной школе подолжение
11:53
Игровые технологии в начальной школе подолжение

Обоснование выбора игровых технологий.

Выбор данной технологии в первую очередь связан с тем, что я работаю с детьми младшего школьного возраста, а игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии. Так как я в учебном процессе активно применяю технологию проблемного обучения, то создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. 

Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам – игра. 

Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют роли контролёра, судьи, учителя и т.д. Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.

Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

Успешно применять данную технологию мне помогает и сама программа образовательной системы «школа 2100», которая включает в себя разнообразный игровой материал.

Авторы учебников программы «школа 2100», по которой я работаю, построили учебный материал, используя «сквозных» героев, игры – путешествия. Так в 1 классе героем учебников стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идёт учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет и первоклассники помогают ему учиться, объясняют, отвечают на его вопросы, то есть выполняют «роль» учителя, что является лучшим способом самому понять предмет объяснения.

Во 2 классе «сквозные» герои учебника – второклассник Саша и сказочные персонажи – младший домовой Афанасий. Он знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки. Таким образов система уроков во втором классе – это игра - путешествие в сказках т.д.

В 3 и 4 классах постоянно действующие герои – Настя, профессор Александр Николаевич Рождественский и близнецы Оля и Игорь, они путешествуют по страницам истории в далёкое и не очень далёкое прошлое, «разговаривают» с учениками, задают вопросы, на которые дети пытаются самостоятельно найти ответ. Учебный материал насыщен логическими задачами, ребусами, загадками и т.д.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

Применение игровых технологий на практике.

Мне бы хотелось остановиться на трёх основных видах игр: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.
Cущность дидактической игры. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Приведу примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках математики, русского языка , литературного чтения и др.

Дидактические игры на уроках математики.

Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание.

На уроках математики мои ученики очень любили «заселять домики» Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

«Контролеры»

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка. Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков. Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

Игра «Лучший счетчик»

Содержание игры: учитель на доске, по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

Игра «Хлопки»

Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».

Приведу ещё пример занимательных упражнений, которые проводятся мною в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Это, как правило, игры, в которых принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду.

В начале урока, во время проведения устного счёта, провожу игру «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Я открываю примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример и т.д. выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.

Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать игру 

«Самый быстрый почтальон».

Ход игры: Учитель раздаёт 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Игра «Глаз – фото»

Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре проверю, у кого глаз, как фотограф, т. е. кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить её). Таблица даётся с ответами. Через 3-5 минут ответы стираю и спрашиваю по порядку учеников, они воспроизводят таблицу в разбивку.

Игра « Математические ручейки»

Ход игры: Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Говорю, что только что прошёл необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеёк самый быстрый, какой раньше других достигнет озера?

По моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, умножение или деление, например 7+2=, и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, т. е. в нашем случае число 9. Составив новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т. д.

Для закрепления навыков счета можно предложить

игру «Слушай и считай»:

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов. «Назови соседей числа»

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее). Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

Игра «Рыболовы»

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочередно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет  -рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

Игра «Забей мяч в корзину».

Ход игры: На доске вывешиваю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 12, 18, 24. Каждому ряду даётся задание составить за определенное время (5минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд – с ответом 12, второй – с ответом – 18 и третий ряд – с ответом – 24. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

«Загадка»

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

Загадки на уроках математики.

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе во время отдыха, так как всегда интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики даёт положительные результаты (особенно при обучении шестилеток), так как они знакомят с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление. На уроках математики и во внеклассных занятиях я использую загадки, содержащие, например:

различные числа:

У него четыре лапки, Чёрненькая, хвостатенькая.
Лапки – ЦАП-царапки, Не лает, не кусает,
Пара чутких ушей. А из класса в класс
Он – гроза для мышей. (Кот) Не пускает. (Двойка)

математические отношения:

Чем больше из неё берёшь, Говорит она беззвучно,
Тем больше она становится. А понятно и не скучно.
(Яма) Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в 10 раз умней (Книга)

единицы измерения величины:

К нам во двор забрался крот, Однорукий великан
Роет землю у ворот. Поднял тонну к облакам.
Тонна в рот земли войдёт, Он работник очень важный,
Если крот откроет рот. Строит дом многоэтажный.
(Экскаватор) (Подъёмный кран)

При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Например, я предлагаю детям отгадать загадку:

Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Всё равно к себе притянет.
(Подушка)

После того как дети назвали отгадку, я прошу их вспомнить, какое число прозвучало в загадке, объясняю, как изображается число 4; предлагаю найти это число на веере цифр и показать. Сконцентрировав внимание на числе 4, я могу провести обычную для урока математики работу – попросить детей назвать предыдущее и последующие числа или сказать, между какими числами расположено число 4 в числовом ряду; сказать, как можно получить число 4; составить все примеры на сложение с ответом 4 (изучение состава числа); сделать соответствующие записи в тетради.

Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идёт речь, и написать или показать её. Такие загадки помогают детям запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию. Первоклассники с удовольствием откликаются на предложения учителя подумать, какая цифра о себе сказала:

Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков!
(Восемь)

Или отгадать, что это за цифра:
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет.
(Двойка)

Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:

Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка?
Если на голову встанет, ровно на три больше станет.

(Шесть)

После того как дети правильно ответили на вопрос загадки, можно продолжить работу с загадкой. Попросить найти на веере цифр цифру шесть, перевернуть её и ответить, какая цифра получилась. На сколько 9 больше 6? Каким действием можно узнать, на сколько одно число больше другого? Затем дети могут записать пример в тетради.


Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагирование). А также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков (детям трудно учитывать все признаки предмета) и от того, насколько они характерны для данного объекта. Поэтому чем младше дети, тем меньше количество признаков должно содержаться в загадке. Но они должны быть наиболее характерными для данного предмета, например:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу.
(Паровоз)

Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь . . .
(Паровоз)

Первая из загадок более легкая, так как небольшое количество условий и имитация звуков помогает быстро найти отгадку; вторая содержит больше признаков, которые необходимо учесть, но рифмованность текста с отгадкой тоже облегчает поиск правильного ответа.


Если загадка вызывает затруднения детей, то не следует торопиться говорить ответ. Надо попытаться помочь детям: сказать, что в загадке рассказывается о животном или предмете домашнего обихода, о явлении природы или ягоде.

Например, после чтения загадки:

Танцует крошка,
А всего одна ножка.
(Волчок, юла)

можно спросить учащихся, о какой детской игрушке идёт речь. Это указание сужает поиски и облегчает нахождение отгадки.


Для того, чтобы дети отгадали загадку, они должны быть знакомы с предметом или явлением, о котором идёт речь, наблюдать его. С другой стороны, загадки про один и тот же предмет, позволяющие показать его с разных сторон, способствуют расширению знаний об окружающем мире, например:

Овсом его не кормят, Я сильней десяти коней.
Кнутом его не гонят, Где в полях пройду весной,
А как пашет – Летом станет хлеб стеной.
Семь плугов тащит. (Трактор)

При дальнейшем изучении нумерации чисел я предлагаю детям следующие загадки:

Двенадцать братьев Тридцать три родных сестрицы -
Друг за другом ходят, Писаных красавицы,
Друг друга не обходят. На одной живут странице,
(Месяцы) А повсюду славятся!

Полотно, не дорожка, Золотист он и усат,
Конь, не конь – сороконожка В ста карманах сто ребят
По дорожке той ползёт, (Колос)
Весь обоз одна везёт. (Поезд)

Не живой я, но шагаю, На поляне возле ёлок
Землю рыть я помогаю, Дом построен из иголок.
Вместо тысячи лопат За травой не виден он,
Я один работать рад. А жильцов в нем – миллион.
(Экскаватор) (Муравейник)

После того как дети отгадают загадку и хотя бы кратко пояснят, какие слова в тексте помогли им в этом, можно предложить с помощью числовых вееров показать число, которое встретилось в загадке. Затем определить, сколько в нём десятков и единиц, назвать число единиц каждого разряда, представить число в виде суммы разрядных слагаемых и т.д.

Загадки могут использоваться при изучении темы «Меры времени». Так, загадка:

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов)

– может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой), какую долю циферблата отделяют стрелки (1/4).
При знакомстве учащихся с календарём уместно будет прочитать следующие загадки:

Годовой кусочек  Выходило 12 молодцев,
Каждый день роняет листочек. Выносили 52 сокола,
Год пройдёт – весь лист опадёт. Выпускали 365 лебедей.
(Календарь) (Месяцы, недели, дни)

В этой загадке в иносказательной форме описывается год, а количественные соотношения между мерами времени служат основными (характеристическими) признаками, по которым учащиеся определяют отгадку. Очень часто дети стараются запомнить загадку, чтобы потом загадать её друзьям или родителям, подчас не подозревая. Что тем самым заучивают таблицу мер времени.

Основные соотношения между мерами времени своеобразно рассматриваются в сказке В. Даля «Старик-годовик». Это произведение дети воспринимают как большую загадку, в которой количественным признакам нужно определить: каких птиц выпустил старик-годовик, как их имена, почему у этих волшебных птиц по 4 крыла, что за семь перьев в каждом крыле и почему «одна половина пера белая, другая – чёрная».

Чтобы научить ребёнка отгадывать загадки, ему надо помочь установить (хотя бы в общем виде), что и где искать, выявить все оставшиеся признаки. Предложить отгадку и доказать, что она удовлетворяет всем требованиям загадки. Не надо забывать, что загадки – это первые логические упражнения, доступные младшим школьникам, поэтому дети испытывают определённые трудности.

Часто дети стремятся быстрее дать ответ, не дослушав загадку до конца, не проверив все перечисленные в ней признаки. Чтобы исправить этот недостаток, желательно хотя бы изредка давать загадки, чем-то похожие, но имеющие разные отгадки, например:

Стоит Антошка Стоит Антошка
На одной ножке. На одной ножке.
Где солнце станет, Его ищут,
Туда он и глянет. А он не откликается.
( Подсолнух) (Гриб).

 

Автор: Такидзе Диана Отаровна

Материалы сайта www.uchportal.ru

Просмотров: 362 | Добавил: lilechka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]